герб

Юрьево


Ляпня

В 1916-17 г. г. я находился в рядах армии на северном фронте /район Прибалтики/, в своё родное село вернулся в конце декабря 1917 года. Будучи в армии, я впервые включился в политическую жиэнь: в обсуждение революционных событий, партийных лозунгов и встал на сторону большевиков, правда стихийно: я тогда не знал ещё ни теории, ни истории большевистской партии, но это послужило предпосылкой для моей дальнейшей более активной и более осознанной общественно-политической деятельности.

В Ляпне, ко времени моего прибытия, советская власть уже сформировалась. Как известно, после Октябрьской победы в Петрограде, советская власть довольно быстро распространялась по стране. От Петрограда в губернские центры, от губернских центров в уездные, затем в волости, сёла и деревни - так происходило, по выражению В.И.Ленина, триумфальное шествие советской власти". Следует иметь в виду, что период триумфального шествия советской власти для деревни был периодом демократической революции. В этот период не происходило ещё классовой борьбы внутри крестьянства, была борьба всего крестьянства против помещиков. Происходил захват земли, захват и распределение помещичьего хлеба, сельскохозяйственного инвентаря, лошадей, некоторых построек / в Ляпне это касалось "Зыбинского имения"/. Интересы зажиточной и кулацкой части села тогда существенно не затрагивались. Все это сказывалось на составе сельских и волостных советов крестьянских депутатов: в их составе нередко были зажиточные люди, отнюдь не склонные двигать революцию дальше по пути к социализму, но октябрьская революция, принявшая сразу социалистический характер в городе, должна была распространиться и на деревню. Социалистический этап революции в деревне вообще и у нас в Ляпне в частности, начался по настоящему с организации /осенью 1918г./ комитетов бедности. Страна переживала разруху, вызванную ещё империалистической войной.

В городах недоставало хлеба даже по крайне урезанным нормам. На советскую власть поднялась внешняя и внутренняя контрреволюция. Чтобы дать ей отпор нужен был хлеб для красной армии, для рабочих да и для деревенской бедноты, но хлеб находился главным образом в руках зажиточной и кулацкой части деревни. А эта часть деревни ответила саботаже на установление Советской властью монополии хлебной торговли продразвёрстки, на запрещение спекуляции хлебом. Кулачество объявило войну Советской власти, надеясь задушить революцию "костлявой рукой голода".

Для борьбы с кулачеством, для изъятия у него хлеба, партия и правительство послала из города в деревню рабочих. Были организованы продотряды. Но подотряды из рабочих могли иметь успех лишь при помощи, при поддержке деревенской бедноты. Формой организации и являлись комитеты бедноты. Они сыграли решающую роль в изъятии хлеба у зажиточной кулацкой части крестьянства и снабжении им Красной армии и городов. От этого тогда зависила судьба революции.

Наряду с этим они осуществили и ряд других мероприятий по раскулачиванию, по подрыву экономической мощи кулачества. К ним относится например т.н. "революционный денежный налог". Советское правительство решало этим путём изъять огромные денежные суммы, накопленные кулаками на основе спекуляцией хлебом.

Комитеты бедноты подняли политический вес и решающее значение бедноты в деревне, в результате деятельности комитетов бедноты улучшился состав советов крестьянских депутатов. Из них были вытеснены кулаки и подкулачники, по выполнении своих задач комитеты бедноты примерно через год после своего образования были упразднены.

У нас в Ляпне действовал волостной комитет бедноты /он же собственно был и сельским т.к. ляпнинская область, образовавшаяся вскоре после Октябрьской победы, состояла всего лишь из Ляпни, Myдочки, Мансуровки и Вычурок/. Мне пришлось быть секретарём этого комитета. В период комбедов у нас а Ляпне образовалась партийная организация /ком. ячейка/ в состав которой входили Д.Г.Чичварин, Н.Ф.Ежатнов, М.Н.мишин, М.Ф.Харитонов, Ф.М.Ерофеев, В. Е.Серов и другие. Входил в неё и я. Всего было 15 человек. Значительная часть из них потом вышла из парторганизации по разным причинам: некоторые из-за своей политической неустойчивости, из-за боязни возврата старой власти /тогда ведь шла в стране острая гражданская война/, другие были "вычищены" во время партийных перепесеи и чисток. Надо заме здесь,что "чистка" эта далеко не всегда была обоснованной и справедливой. Имело место, то что называют перегибом. Объяснялись такие перегибы отчасти тем, что руководившие чисткой товарищи не были достаточно хорошо знакомы с местными условиями, с деятельностью партийной организации и её членов. Они иногда критически относились к оценкам отдельных коммунистов или судили о них по каким-нибудь внешним признакам.У нас в ячейке был едва ли не самый активный и партийно-принципиальный товарищ Д.Г.Чичварин, и его-то и вычистили из партии, обратив внимание на то, что у него был по деревенский хороший дом.

Чистки эти происходили в годы 1922-23 и позднее, когда я в ляпнинской парторганизации уже не состоял. В комбедовский же период наша партийная организация была довольно многочисленная, сплочённая монолитная. Она выступала подлинным политическим руководителем, была направляющей силой деятельности комбеда и совета. Против коммунистов, поэтому была направлена вся ярость и гнев кулацкой части населения. У нас, в Ляпне хотя и не доходило дело до прямых террористических выступлений кулаков, но оно было близко к этому.

Однажды зимой 1918-1919 г. на площади между церковью и поповским домом нас: комбедовцев-коммунистов, окружила толпа из кулаков, которые выполняли здесь работу по очистке площади от снега в порядке наказания за отказ внести определённую сумку революционного налога /надо сказать, что подобные меры оказывали своё воздействие/. Бросив работу, они с лопатами в руках, стали подходить к нам и окружили нас. Было ясно, что они хотят жестоко расправиться с нами. Достаточно было первого удара, началось бы избиение. Мы это чувствовали, что делать, как предотвратить беду? У меня в кармане была какая-то бумажка. Я вынул ее и громко заявил: "Вы хотите расправиться с нами? Чтож убивайте, но только знайте, что за это вы расплатитесь. Вот телеграмма из Сергача. В ней говорится, что к нам идёт отряд, сейчас он в Гагине, скоро будет в Ляпне. Все вы будете уничтожены если поднимете руку на нас!"

Это подействовало с приглушённым ропотом толпа стала расходиться. Хочу отметить, что нам, первым коммунистам в селе, приходилось встречать нападки и озлобление со стороны не только кулацкой части /здесь действовали классовые, политические мотивы/ но и со стороны просто религиозных людей /здесь действовали мотивы мировоззренческие/, коммунисты "безбожники", уже одно это вызывало озлобление у одних и сожаление у других. Моя собственная мать /она сейчас живёт у меня/, узнав о моём вступлении в партию, залилась горькими слезами: ведь моей душе на том свете уготован ад!

Кстати здесь сказать, мы коммунисты уделяли тогда большое внимание антирелигиозной работе. Мы. конечно не были тогда достаточно научно подкованы, но в споре с попами выступали не безуспешно. Помню, например, спор в народном доме с одним маресевским старообрядческим попом, приехавшем в Ляпню к своей пастве. До этого мне пришлось прочесть книгу Каутского о происхождении христианства. В ней приведены доказательства того, что Иисус Христос - личность мифическая, вымышленная, об этом я и рассказал в своём выступлении, не встретив со стороны попа сколько-нибудь убедительных опровержении.

Использовали мы в антирелигиозной пропаганде и такой случай: во время обыска у нашего ляпнинского попа Комарова, слывшего среди православных идеальным пастырем, мы нашли порнографические фотокарточки-снимки совершенно обнажённой попадьи. Мы показывали их верующим и неверующим. Конечно, это строго говоря, не является методом антирелигиозной пропаганды, это антипоповская пропаганда, но и она играла свою роль. несколько слов о культурно-просветительной работе. Коммунисты вместе с учителями /их тогда было 2 человека/, опираясь на молодежь, много внимания уделяли культурно-просветительной работе. Был создан хор под управлением Ф.М.Ерофеева, драматический кружок. Хоровые выступления и спектакли проводились в народном доме, построенном из сруб, привезённых из помещичьего имения /его, точнее сказать, здания этого дома, сейчас наверное нет. Он стоял на лугах, недалеко от "гамазеи", общественного амбара - теперь, наверное, тоже не существующего/. Они /хоровые выступления и спектакли/ вызывали большой интерес со стороны, прежде всего, молодёжи. Посещались они и пожилыми людьми. Правда, отношение ко всем этим новинкам со стороны некоторых из них было ироническое.

Это было одно из небывалых явлений в селе. В народном доме проводились различные общие собрания. Это были "жаркие" собрания. Демократизм тогда можно сказать лился через край. Иногда он принимал довольно примитивные формы. Оно и понятно: впервые нард поднялся к обсуждению больших политических вопросов

Таковы некоторые воспоминания об общественной жизни в Ляпне в первые годы советской власти.

/По материалам Гагинского музея/


Hosted by uCoz

Наверх

© Филинова Т. С. 2010 г.
tanika90@yandex.ru

Hosted by uCoz