герб

Итманово


Ново-Благовещенское

Село Ново-Благовещенское - до построения в нём церкви - было деревней, которая называлась новой. Жители его (числом до 700 душ обоего пола) - великорусам, все провославные и занимаются исключительно земледелием. Когда, кем и при каких условиях основана эта деревня - никто из настоящих её обитателей определённого сказать не может, говорят только, что за сто она состояла из одного только порядка домов. Приходом деревни Новая издавна была к церкви села Кошкарова.

Несмотря на дальность расстояния от приходской комкаровской церкви новодеревенцы и в мысли никогда не имели не только выделиться в самостоятельный приход, но даже и переписаться в другой более близкий к их деревне приход. Но вот двукратное грозное посещение Божие нивы новодеревенцев, единственной их кормилицы исторгло у сих последних единодушный обет Богу: построить в своей деревне церковь и в предотвращение гнева божия.

1 .Пo сказанию летописи села Ново-Благовещенского "церковь в деревне Новойвозникла по следующему случаю: в 1862 году и 1863 г. по два года сряду сильный град опустошил поле крестьян и причинил голод. Крестьяне обратились с молитвою к Богу о прекращении бедствия и дали обеть построить в своей деревне церковь, если градобитие не повторится". Поддерживаемые в своём решении односельцем крестьянином Александром Кузьминым Лысовым, впоследствии первым старостой церковным, а главное руководимые промыслом Божьим новодеревенцы на следующий же - после вторичного градобития их полей -1864 год приобрели на свои общие и доброхотных дателей средства старую деревянную церковь в селе Кладбищах /в котором 30 июня 1862 г. была освящена новая каменная церковь, основанная Архимандритом мелхиседеком-духовником Александро-Невские лавры, урожденцем села кладбищ /со всею утварью церковной, кроме св, сосудов и колоколов//.

2. В Летописи села Кладбищ об этой церкви говорится: "Деревянная церковь стояла на юго-запад от настоящего каменного храма саженях в 40, построена была в 1703 году из толстых дубов с такое же колокольнею из священно-жертвенного леса когда-то жившей здесь языческой мордвы, в шестидесятых годах настоящего столетия живы были старики, которые помнили пеньки после вырубленных дубов и передавали, что деревянная церковь была срублена именно из этих дубов.

Для прихода села Кладбищ она за последнее время стала маловместительна, а потому, с построением вместительного каменного храма, как необходимая была уступлена в 1884 году крестьянам села Ново-Благовещенского и поставлена там почти в том же виде, только несколько увеличена фронтонами входов.

С церковным зданием передан весь иконостас с иконами. В селе кладбищах на месте св.престола прежней церкви устроена в 1865 году каменная часовая. Деревянный храм был во имя св.Архим-Тратига Божия Михаила". Осенью того же года материал церковный был перевезён на место с помощью кладбищенских крестьян, трудившихся на усердия, и церковь к 1867 году была совершенно готова. В устроении церкви деятельное участие принимали - материальными средствами Г.Г. Болтины Станкар, М.М.Дудкин и крестьянин П.И.Андреев, бывший господский староста: он купил на свои деньги и пожертвовал в церковь колокол в 50 пудов весом.

Когда "обетная" церковь, совсем уже готовая, высилась над хижинами новодеревенцев, среди них возбудилось желание выделиться в самостоятельный приход. Преосвященный Нижегородский Никтырий взял ходатайству Новодеревенцев: определить к их церкви особый причут из священника и псаломщика /за малым числом приходских душ - 330 муж,/ к обеспечении которого было нарезано усадебной, лахатной и луговой земли 24 сороковых десятин, а мирским приговором положено в дополнении к содернанию причта по 120 мер ржаного и ярового хлеба в форме ежегодного сбора.

В 1867 году устроенная в деревне Новой церковь с благославлениями Преосвященного Нектария, Епископа Нижегородского и Арзамасского, была освящена в честь Благовещения Пресвятыя богородицы и с того времени деревня новая стала именоваться селом Ново-Благовещенским.

В год освещения церкви отведено было в приходекое кладбище на горе недалеко от церкви, но, по оказавшемуся в последствии неудобству местности близ родников, по ходатайству управляющего имением Г.Г.Дудкниых, В.Я.Незымайлова, с разрешения Епархиального начальства, перенесено далее и в данное время отстоит от церкви почти на версту.

В 1885 году ло ходатайству того же В.Я.Незымайлова, с благославения и разрешения Преосвященного Макария, на общия с прихожанами и церковью средстве устроен при церкви теплый придел во имя Св. Василия Великого. В том же году построены для причта мирские дома.

Школы в селе никогда не было. Религиозное значение и нравственность в прихожанах достойно поддерживаются церковью, что наглядно выражается в исправном посещении ими храма Божия, как и в праздники, так и в посты, в ежегодном исполнении христианского долга исповеди и причащения Чв.Тяни - в пожертвованиях и благоукрашении храма.

Так, в память коронования ныне благополучно царствующего государя императора Александра Александровича на общия средства всех прихожан куплена бронзовая позолоченная хоругви за 125 рублей, на таковые же средства устроена церковная ограда, пристроена, новая паперть и многое другое, так что церковь благодаря религиозно-нравственному развитию прихожан, находится в посили благоустройстве и благолепии.

Во все времена существования в селе Ново-Благовещенском церкви, ежегодно, в воспоминание о градо6игии, 21 мая в день празднования Владимирской иконе Божьей Матери, совершается торжественное богослужение и крестный ход далеко в поле, где служится благодарственный господу Богу молебен, с коленопреклонением, и, благодарение Богу, градобития /с построения церкви/ на полях Ново-Благовещенцев не было


Наверх

© Филинова Т. С. 2010 г.
tanika90@yandex.ru

Hosted by uCoz