герб

Ушаково.


Там где речка степная Ежать

Автор благодарит директора СПК "Ушаковское" В.II Ежова, краеведа Ф.И. Ежова, директора средней школы В.И. Куликова и всех, кто помогал в сборе материалов для данной книги.

Там, где сливаются две степные речки - Ежать и Шнара, берущих своё родниковое начало в приграничных массивах Маресьевских реликтовых лесов, на живописном пологом увале вольно и широко раскинулось старинное село Ушаково. Склон обращен к югу и по весне жаркое солнце быстро подсушивает верховые чернозёмные проталины. Предки, основавшие это поселение, были людьми умными, жившими в гармонии с природой, и потому место для будущего проживания выбрали удобное: вблизи к воде, на обращенном к солнцу и плавно спускающемся к речкам холме. А обилие в округе в ту пору хвойных и лиственных лесов позволяло первопоселенцам строить добротные деревянные дома.

В давнюю бытность и Ежать, и Шнара были речками полноводными, в них в изобилии водилась рыба, что давало крестьянам дополнительное пропитание. Предание, передаваемое из поколения в поколение, повествует о том, что водились в омутах метровые щуки и ленивые толстолобые сомы. Не говоря уже о разной краснопёрой мелочи. И даже ныне в разливное половодье можно выловить здесь приличную щучку, заходящую из Пьяны по первовесне на ранний икромёт.

Летом речки мелеют и пересыхают, текут на свободе тихим чистоструйным потоком, и только на крутых изгибах, поросших густым ивняком и красноталом, сохраняют в любое засушливое лето глубокие таинственные омута и стоячие заводи. И сейчас юным рыболовам здесь можно посидеть над удачной поклёвкой.

А по весне речки не узнать. Они широко разливаются по прибрежным поймам, заполняют мутной талой водой низинные луга, а, схлынув, оставляют на понизовьях толстый слой плодородного, нанесённого с полей ила.

Об истории Ушакова до настоящего времени сохранилось очень мало документальных свидетельств. В разное время Ушаково территориально переходило из уезда в уезд, из района в район, архивы терялись или просто бездумно уничтожались, оставив нынешнему поколению ушаковцев буквально крохи исторической памяти. Местный старожил Фёдор Иванович Ежов, разменявший восьмой десяток своей жизни, долгое время собирал краеведческие материалы о родном селе. Скрупулёзно копался в писцовых книгах Государственного архива Нижегородской области, разыскал чудом сохранившиеся две карты епархиального размещения церквей по бывшим Сергачскому и Лукояновскому уездам, в которые в разное время входила территория нынешнего Гагинского района, и обобщил скудный исторический материал.

Фёдор Иванович совместно с директором Ушаковской средней школы Владимиром Ивановичем Куликовым собирал и изустные рассказы старожилов, которые касались больше чисто бытовых подробностей жизни селян. О том, как пахали землю деревянными сохами, выращивали рожь и овес, пшеницу и ячмень. Предки ушаковцев занимались в основном хлебопашеством и разведением скота, а ремёсла имели примитивно-прикладные: плели из приречного ивняка корзины, выстрагивали деревянную посуду, из липового лыка плели лапти, замачивали в речках мочало и изготавливали рогожи. Сеяли по низовым землям коноплю и ткали поскотные холсты, из которых и шили себе крестьянские одежды. На ветряках размалывали зерно и по большей части вели натуральное хозяйство. По зимам владельцы справных лошадей занимались извозом, доставляя товары не только в уездные города, но даже в Нижний.

 Во многом благодаря подвижному труду старожила и краеведа Федора Ивановича состоялась сегодня эта летописная история старинного села УшаковоА ещё, вспоминали старики, ушаковцы на всю округу славились непобедимыми кулачными бойцами. Ни один праздник на селе не обходился без молодецкой забавы, без стенки - на стенку. Но неизменно соблюдался неписаный кодекс чести: лежачего не бить, потасовку прекращать при первой появившейся крови. Бывало, конечно, мужики в раж входили и калечили друг друга. Но это крайне редко. Сам Владимир Иванович Куликов свято хранит предание о своём прадеде Михаиле, который отличался особенной силой и ловкостью в кулачных поединках. Он был неизменным вожаком бойцовской ватаги, когда ушаковцы выезжали на какой-нибудь праздник в соседнее Большое Маресьево. Бешеным галопом на нарядно украшенных лошадях они врывались с гиканьем и свистом на центральную площадь, где их уже поджидали не менее воинственно настроенные маресьевцы. Сначала разминались, хватив по изрядному ковшу браги или стакану водки для подъёма духа, потом вводили в круг подростков для разогрева страстей, а затем в бой вступали главные силы. И ведь что удивительно, на кулачки сходились и степенные женатые мужики - за тридцать, за сорок лет. Ушаковцы редко уступали поле боя побеждёнными. При Михаиле Куликове, которого за буйный нрав в селе прозвали Бузуном, ушаковцы всегда брали верх. Он был настолько здоров, что мог зараз выпить литр водки и в драке был неукротим.

В Ушакове исстари блюли христианские традиции, жители села отличались редкой артельностыо и взаимопомощью. Может быть, это в будущем, когда в стране началась массовая коллективизация, создание местных колхозов проходило в основном мирно, и под раскулачивание попала единственная семья. Да и то "обчество" рьяно этому сопротивлялось, уступив исключительно навязанной сверху классовой необходимости.

Престольным праздником с момента возведения в селе церкви считалась Пресвятая Троица и отмечалась она ежегодно в начале июня с широчайшим размахом. Традиция сохранилась до наших дней и не прерывалась даже в самые жёсткие годы воинственного атеизма. И как ни пытались большевики искоренить религиозный праздник, ушаковцы проявили завидную настойчивость и даже изворотливость, приурочивая празднование Троицы к внешней атрибутике проведения дня завершения весенних полевых работ. И ныне эти два события в Ушакове -Престол и день пахаря - самые почитаемые мероприятия. Вот и в нынешнем, 2001, году юбилей - 70-летие образования колхоза - проводится именно на Троицу, хотя документально рождение коллективного хозяйства приходится на совсем другие месяцы. Точку отсчёта образования колхоза по решению общего собрания здесь решили наметить на 1931 год, на момент завершения сплошной коллективизации единоличных крестьянских хозяйств. Об этом подробнее - в последующих главах повествования.

А в начале попытаемся реконструировать из отрывочных сведений, которые удалось разыскать Фёдору Ивановичу Ежову и из архивных документов, историю самого села Ушакове


Hosted by uCoz

Наверх

© Филинова Т. С. 2010 г.
tanika90@yandex.ru

Hosted by uCoz